VII конференция по поисковой оптимизации (SEO) и продвижению сайтов (Часть 2) - блог СЕО ПРЕСС
Ноя
23

VII конференция по поисковой оптимизации (SEO) и продвижению сайтов (Часть 2)

Что-то затянул я с продолжением обзора конференции по поисковой оптимизации и продвижению сайтов. Тем временем на первую часть обзора уже появился негативный отзыв от Сергея Людкевича. По всей вероятности Сергею не очень понравился прошлый мой отзыв о его семинаре. Ну что ж, я не красна девка, чтобы всем нравиться. Но вернемся к конференции …

После обеда открылась традиционно интересная секция поисковых машин, на которой выступали представители Google, Mail.ru, Рамблера и Яндекса. Темы докладов, в основном, были посвящены универсальному поиску, целью которого является максимальное удовлетворение пользователя вплоть до представления ответа на интересующий его вопрос на страницах выдачи посредством включения в результаты поиска различных типов контента (помимо традиционных ссылок на текстовую информацию): рисунков, видео, новостей, карт, адресов организаций, курсов валют, прогноза погоды и т.д.

Первым выступал старший сотрудник команды качества поиска Google Виталий Федулов. Он рассказывал про общую концепцию универсального поиска, про устройство этого поиска в Google и про то как посодействовать поисковой системе Google в нахождении нетрадиционного контента (видео, картинок, новостей и т.д.). Полезные ссылки из его выступления приведены ниже:

www.google.ru/webmasters – инструменты для веб-мастеров Google
www.google.ru/support/webmasters – информация о файлах sitemaps
http://ru.youtube.com/youtubeonyoursite – как разместить видео на ваших страницах
www.google.ru/support/news_pub – как добавить новостной сайт в Новости Google:
www.google.ru/local/add – бизнес-центр карт Google

Затем очень любопытный доклад про подсказки поисковых запросов представил Алексей Долотов. Подсказки поисковых запросов – это набор поисковых запросов, наиболее подходящих к уже набранной части поискового запроса пользователя.подсказки поисковых запросов Вот как они выглядят на Mail.ru. Любопытно, что примерно каждый пятый поисковый запрос – это переход с подсказок поисковых запросов (или «саджестов», как их называет Алексей). В поисках по фото или видео кликабельность саджестов еще выше. Список подсказок формируется на основе популярности запросов за последние 1-3 месяца (более новые популярные запросы имеют больший вес) с учетом опечаток и неправильной раскладки клавиатуры. Также при выводе списка саджестов учитывается регион пользователя и осуществляется анализ поисковых сессий. В докладе Алексей упомянул про запросы-призраки, когда какой-либо низкочастотный «любопытный» запрос попадает в список саджестов, затем в силу его колоритности по нему начинают кликать, в результате лавинообразного роста популярности за короткий промежуток времени запрос-призрак попадает на первое место в списке саджестов (например, запрос «игры для девочек»). Кстати говоря, таким методом можно продвигать свой ресурс, но это считается спамом (возможно напишу об этом в одном из своих следующих постов). В результате введения саджестов на поиске GoGo увеличилось среднее количество слов в запросе до 2,9 слова (с цифры 2,8), немного пострадали от этого низкочастотные запросы (их частотность еще уменьшилась), но зато пользователи стали быстрее находить то, что им нужно.


Повествование Павла Уварова, руководителя группы поиска Рамблера, также укладывалось в общую концепцию универсального поиска и было посвящено поисковому спаму. Пользователи обращаются к поисковой системе:

  • за информацией (например, дата рождения Ньютона);
  • за адресом конкретного сайта (например, сайт газеты «Комсомольская правда»);
  • в поисках сервиса (например, бронирование авиабилета online);
  • в поисках союзника по интересам (например, продавец ищет покупателя или девушка ищет парня)

Если первые три случая представляют задачи традиционного поиска, то четвертый – относится уже к проблемам универсального поиска. Вследствие желания поисковика максимально удовлетворить пользователей, а желания спамера – любыми путями попасть в выдачу, возникает конфликт интересов и борьба поисковых машин со спамом. Из приятного Павел отметил, что поисковая оптимизация не является спамом, по его мнению, в покупке ссылок нет ничего страшного, и бороться с ней не нужно. В заключении автор привел традиционные примеры спама (скрытый текст; клоакинг; дорвеи; линк-фермы) и методы борьбы с ним (бан сайта; не учет с него ссылок; алгоритм пессимизации «Антипейджранк», когда авторитетность сайта падает, если он сослался на «плохой» ресурс).

Венчал секцию поисковых машин доклад Александра Садовского о тенденциях в представлении страниц результатов поиска. Александр представил на суд слушателей целую философскую концепцию универсального поиска. Если раньше в понятиях, ценностях и методах разработчиков поисковых машин преобладала парадигма перенаправления, которая подразумевала, что поисковая машина это умный посредник, перенаправляющий пользователя на подходящий урл, в то время как пользователь сам выбирает запрос, сам изучает выдачу, выбирая ответ, и сам ищет ответ на выбранной странице. То будущее разработчики поисковых машин видят уже за другой парадигмой – парадигмой ответов на вопросы, когда поисковая машина будет давать ответы на заданные, незаданные (подразумевающиеся пользователем) и недозаданные вопросы. Ведь ответ на вопрос – это не только факт, но и путь к нему, и задача поисковых машин за как можно более короткое время помочь пользователю преодолеть этот путь:

  • помогать в формулировании запроса (подсказки поисковых запросов);
  • показывать отличия между разными типами ответов (например, блоги, новости, товары и т. д.);
  • помогать выбрать ссылку, богаче аннотируя результаты;
  • упрощать нахождение ответа за пределами выдачи (предугадывать не полностью заданный вопрос, указывать ответ на странице, выделяя его в сохраненной копии)

Путь до ответа на вопрос в рамках парадигмы перенаправления выглядит значительно длинее,

парадигма перенаправления

нежели в парадигме ответов на вопросы

парадигма ответов на вопросы

Это и наталкивает разработчиков поисковых машин на принципиально новую философскую концепцию универсального поиска. И помочь в реализации новой концепции могут сниппеты, обогащенные:

  • ФИО, должностью, организацией (что уже выделяется Яндексом в новостях);
  • почтовыми адресами и телефонами (в Яндексе уже показываются за ссылкой адреса);
  • ценами на товары;
  • ссылками на сюжеты новостей;
  • типами ресурсов (энциклопедия, магазин и др.);
  • картами с изображением схемы проезда и т. д.

Во многих поисковых машинах некоторые описанные черты парадигмы ответов на вопросы уже реализованы. Александр, в частности, привел примеры для Яндекса (см. презентацию).

Возникает резонный вопрос, а нужны ли вообще ссылки на сайты в результатах выдачи в парадигме ответов на вопросы? Ведь пользователь будет получать ответ на свой вопрос уже на страницах результатов поиска. Садовский утверждает, что нужны. По исследованиям Яндекса хороший сниппет, дающий даже полный ответ на вопрос пользователя, напротив, увеличивает кликабельность ссылки его аннотирующей.

После выступлений представителей поисковых систем состоялся круглый стол по поисковым технологиям, продолжающий тему универсального поиска. К сожалению, из авторитетных представителей поисковых систем присутствовал только Илья Сегалович (Яндекс), поэтому на некоторые вопросы делегаты других крупных поисковиков не могли дать компетентного ответа. Поговорили обо всем понемногу:

  • По мнению всех представителей поисковых систем, присутствующих на круглом столе, модель поисковой машины, которая стремится на вопрос дать один ответ в виде текстовой информации без ссылок на сайты, откуда взята эта информация, не имеет будущего. У пользователя возникает желание кликнуть на ссылку для валидации информации или изучения более подробной информации по теме. Поисковик не может на себя взять функции по валидации всей информации в системе. Таким образом, оптимизаторам не стоит переживать, что поисковики введут выдачу, на которой «нельзя будет заработать».
  • Персонализация поиска по мнению Ильи Сегаловича в чистом виде бесперспективна. Пользователи не носят свою историю с собой. Кроме того Америка и Россия это две разные вещи, Америка – как один город, где из любой точки страны в другую заказ доставят за 5 часов. Поэтому в России возможна лишь не жесткая персонализация, например, в виде геотаргетинга. Максим Азаров (Google), напротив, верит в персонализацию и видит главную проблему в том, как дать пользователю понять, что его выдача персонализирована.
  • К социальному поиску представители поисковых систем также относятся без особой симпатии. По мнению Александра Садовского, на данный момент у пользователя нет мотивов делиться информацией в социальном поиске с другими, как это происходит в социальных сетях, где пользователи обмениваются полезной информацией с друзьями, знакомыми, единомышленниками.

На сегодня все. Продолжение следует….

P.S.: Полюбился СЕО Пресс? Подпишись на RSS.

Любопытно к прочтению:

Понравилось? Подпишись на обновление через: Rss E-mail

Оставить комментарий:

Комментарии:

  • Филипп говорит:
    10.01.2009 | 19:57

    Отличная информация но как не крути поисковая система google намного лучше.

  • Carkof говорит:
    28.11.2008 | 11:45

    А прикольно, мне понравилось. Спасибо за обзор конференции.